Сусанна Жукова дэ Бовэ (Франция-Беларусь)

2) Продолжение статьи.....

Зубрить не нужно ничего - все в нашем мире объяснимо!

Хотите понять причины, почему нам, русскоговорящим, так трудно заговорить на АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ, хотя нам это так необходимо?

Секрет массовой проблемы овладения английским языком.

Меня всегда удивляло и удивляет в людях накопительство и неумение легко расставаться со старыми вещами, привычками, традициями и обычаями. Неужели непонятно, что быстрое движение вперед возможно тогда и только тогда, когда легко расстаешься со старым и движешься дальше, правда, прихватив из него самое необходимое, которое прекрасно будет сочетаться или уживаться с новым. Что я имею в виду? А то, что люди, в большинстве своем, думаю не ошибусь, сделав такое заявление, просто самые натуральные “плюшкины” во всех смыслах этого слова. Накапливают барахло, накапливают, уж и не нужно оно им, а выбросить “добро” жаль, а вдруг еще пригодится. И при этом вовсе не задумываются над тем, что именно старое не дает возможность купить новое, а не отсутствие денег. Нищета крамольная не в счет. Речь идет о людях со средним достатком, на кого и делается основная ставка при оценке жизненного уровня той или иной страны. Жить по принципу: “Зачем деньги тратить на новое, когда старое еще дырами не пошло?” Это разве нормально? И такое происходит в обществе не только с вещами, но с образом жизни людей, их привычками, устоями и понятиями, тормозящими в целом прогресс человечества. Я не говорю, что мы должны все старое легко выбросить или отбросить, но однозначно не должны держаться за то, что нас тормозит. Насколько практичнее чаще обновлять гардеробчик и избавляться от старья, идя в ногу с модой и со временем, чем страдать от того, что одежды много, а одеть нечего. Знакомая жизненная ситуация?

Вы мне сейчас скажете, а к чему такое отступление в статье о трудностях в освоении английского языка? Согласна, что связь с темой сразу уловить сложно. Давайте тогда вместе поразмышляем и поищем корни зла, проанализируем в чем же состоит проблема и как же можно ее разрешить? Но подойдем к вопросу уже с другой стороны.

Мы убежденно полагаем, что русскоговорящим людям трудно даются иностранные языки, в частности, английский и это проблема многомиллионного населения русскоговорящих на планете, а не единичные случаи. В различных учебных заведениях до сих пор применяются традиционные русские методики обучения иностранным языкам начала 20 века, а также оксфордские или кембриджские, с их шестиуровневым подходом в обучении, которые, позволю себе сегодня уже утвердать, больше приемлемы для носителей языка, чем для русскоговорящего населения. Я не имею при этом в виду прекрасные печатные издания носителей языка, типа Raymond Murphy, Michael Swan, John Eastwood, повсеместно используемые в настоящее время, я же касаюсь только методик, а это абсолютно разные вещи. Используя традиционные методы, мы, понятное дело, гордимся своими “традициями”: и неважно что они устарели, главное - спокойно живем и храним верность тому, что давно себя уже изжило, даже пережило. Да еще позволяем себе утверждать, что “все новое – это хорошо забытое старое”. А так ли это? Что значит забытое? А может просто нового и нет вовсе? Или видеть не желаем и старьем кое-как прикрываемся? Хотя проблема-то остается нерешенной. А может это просто нежелание сказать самому себе прямо в лоб правду: что старое устарело и пора его заменять новым! Или так и будем по пятнадцать лет английский изучать и при этом гордиться тем, что наш русскоговорящий народ так и не в состоянии иностранные языки освоить, ссылаясь на разные причины, в основном обвиняя ученика, как самое слабое звено данного процесса обучения, и на которого можно полностью всю вину легко свалить. Или на преподавателей, мотивируя тем, что раньше, в доперестроечный период, они лучше народ языкам обучали. Только вот этого не надо говорить! В те времена вопрос о владении иностранными языками так остро не стоял, как сейчас: мотивации для его изучения не было (железный занавес вспомните), а упражнения-кроссворды народ неплохо и тогда обучали выполнять и сегодня тоже обучают, да еще и зубрить тексты и бесконечное множество слов наизусть впридачу. Как видите, в настоящее время ничего особо-то в традиционных методиках и не изменилось: на чужих текстах учат, а свои народ так и не умеет правильно составлять, а еще хотим заговорить на чужом языке за счет чужих высказываний да грамматических правил. Но народ надежду изучить язык не теряет (она же умирает последней) и хоть по курсам, коих сегодня тьма тьмущая, поди разберись где какие, но бегает. Уж больно хочется ему за границу в отпуск съездить и не совсем дураком выглядеть, наблюдая как абсолютно необразованный турок нашего высокообразованного русского просто “убивает наповал” своим владением английским языком.

Во где позорище-то! А теперь представьте себе картину Репина “Приплыли”: пятнадцать

лет учились-учились, теперь на годика 2-3 на курсы пошли, это уже в целых 18 лет обучение английскому языку выливается!!! И вы мне не отважетесь сказать теперь, что это нормально? Что проблема обучения иностранным языкам русскогорящих людей решена? Неправда, как была она, так и есть. И это ненормально.

А теперь следите за ходом моих мыслей дальше. Если традиционные методики себя не оправдали, то не будет ли логическим выходом из этой ситуации отбросить их как ветхое старье, отслужившее свой срок, причем уже и с огромными дырами, заметьте, и дать дорогу новому? Опять-таки, дать-то дорогу можно. Но вы думаете, что это так просто “повести” наш народ, привыкший ко всему старому, по новому пути? Вы столкнетесь еще с одной проблемой: “пострадавший от изучения языков” народ все равно будет вас “тянуть” в старое, общепринятое, туда, откуда пришел, потому что сильно сидят стереотипы традиционного мышления в голове наших людей. Привыкли люди одну лексику по 15 лет зубарить, и никак понять не могут, что им уже не лексика нужна, ее за столько лет вон сколько уже “назубарили”, а вот умения предложения английские не по-русски строить и правила грамматические не зубрить, так и не приобрели за столько лет, а это никак не способствует развитию чутья языка. А ведь говорить начинать нужно, когда есть что от себя сказать, когда умеешь фразы строить и рот натренировал. Так смотришь и преподаватель уже ненужен, сам человек развиваться начинает в языке и обогащаться как лексикой, так и опытом говорения, было бы начало правильное положено, база дана. Меня всегда убивал вопрос моих учеников: “А как быстро я заговорю?” Я всегда отвечала вопросом на вопрос: “А как быстро ты похудеешь, делая физические упражнения?” Так вот, уважаемые господа русскоговорящие, ваша первая задача состоит в том, чтобы научиться сначала медленно, но правильно, с пониманием и без проблем строить английские предложения по-английски. А уж потом приступайте к тренингу: ротик свой открывайте и делайте “физические упражнения” по 2-3 часа в день, фразы английские повторяйте по нескольку раз громким голосом, челюсть свою на новые звуки и структуры тренируйте, но уже с пониманием последних, тогда к вам и результат придет, это как в спорте: чем больше тренируешься, тем выше и результаты. А наша задача преподавательская до вас английский язык донести, помочь его понять и почувствовать на уровне его носителей и их глазами его увидеть. А все остальное от вашей лени зависит, как в том спорте. И скажите мне, что я не права? В таком случае покажите мне хоть одного человека, который сможет заговорить, при этом рта не открывая? Или почти не открывая. Учите свой рот говорить, а методику себе вы сможете подобрать, их много новых сейчас разработано и разрабатывается. Правда, какую выбрать? Это вам решать. Но запомните главное: если уж учитесь по- новому, то умейте легко отбросить старое и полностью погрузиться в новое с головой, а иначе вы сами процесс вашего обучения тормозить будете.

А теперь всю теорию поясню на конкретных примерах из моей практики преподавания....

Продолжение следует....

Hosted by uCoz